Общая информация

Срочная новость для школьников

Ученики 10 и 11х классов, желающие стать слушателями воскресной физико-математической школы, если у вас есть большое желание углубленно изучать математику и физику, то приглашаем на занятия с 23.10.11 в 9:30.

ВФМШ — твой уникальный шанс!

16 октября в актовом зале Тихоокеанского государственного университета состоялось открытие десятого, юбилейного учебного года в Воскресной физико-математической школе.

Подробнее: ВФМШ — твой уникальный шанс!

Вручение сертификатов

Внимание

Слушатели ВФМШ 2015–2016 г. 8–11 кл., желающие получить сертификат об окончании ВФМШ должны подать заявку на занятиях 17, 24 апреля 2016 г.

Вручение сертификатов состоится 1 мая 2016 г. в 1000 в ауд. 227 правая на Дне открытых дверей ТОГУ.

Приглашаем на вручение и последнюю лекцию ВФМШ учеников, родителей и всех желающих.

В МАТЕМАТИКИ ПОЙДУ.ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!

По воскресеньям с утра декан факультета компьютерных и фундаментальных наук Тихоокеанского государственного университета Александр Син спешит на встречу с учениками воскресной физико-математической школы. И хотя он приезжает за час до начала занятий (надо успеть всё для них подготовить), его опережают ребята из Вяземского, которые встают в пять утра, чтобы успеть на идущий в Хабаровск рейсовый автобус. Вот за такими, как они, по мнению Александра Сина, - будущее математики.
«Необходимость реформирования системы образования поняли во всем мире в начале 2000-х годов. В XXI веке обучение должно вестись с учетом современных требований к его качеству. В основу грядущих преобразований ложилась математика. Эту науку не зря называют фундаментальной: она занимает особое место в культуре и общественной жизни, являясь одной из составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека».Такими словами начинается текст Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной 24 декабря 2013 года распоряжением правительства страны.
Качественное математическое образование необходимо каждому гражданину для его успешной жизни в современном обществе. Оно необходимо самому обществу, без такого подхода России не создать по-настоящему инновационной экономики, не достичь долгосрочных целей, не решить задач социально-экономического развития. Если оглянуться на опыт тех стран, которые сегодня совершают настоящий технологический рывок, то можно увидеть, что там весьма значительные ресурсы вкладываются именно в развитие математического образования. Любопытный факт, о котором напоминает Александр Син: нобелевские лауреаты в области экономики нередко имеют именно качественное математическое образование.
Основная беда математического образования, как считают и разработчики концепции, и те, кто знает проблему, что называется, изнутри, - в разобщенности общей и высшей школы. Средняя школа, не очень свободно ориентируясь в целях высшего математического образования, не может, к сожалению, должным образом мотивировать школьников к активному изучению математики. Но и высшей школе нельзя безучастно принимать как данность качество математических знаний, даваемых в общеобразовательных учебных заведениях. Этот полноценный диалог сегодня и предстоит выстроить.
- Два года назад в Хабаровском крае образован краевой общественный совет по вопросам развития физико-математического образования в Хабаровском крае, где мы и обсуждаем эти вопросы, - говорит Александр Син. - Это не только работа по определению целей и приоритетов. Сделаны и практические шаги. Преподаватели ТОГУ преподают… в школах — и математику, и физику. Иногда — даже обязательные предметы. Но чаще — дополнительные, элективные курсы для тех, кто хочет получить углубленные знания, которые выходят за рамки школьных стандартов.
Сегодня внутренними распоряжениями образовательных учреждений такое сотрудничество «законодательно» закреплено с двенадцатью хабаровскими школами. Есть связь и со школами Вяземского и Переяславки. Но этого мало: большие надежды возлагаются на уже упомянутую физико-математическую школу, где ученики 8–11 классов углубленно занимаются математикой и физикой. Она — качественный аналог подобных школ, существующих в европейской части России. А вот подобных ей на Дальнем Востоке нет. И популярность ФМШ растет.
- Если десять лет назад мы начинали этот проект с набора в 100 человек, то в этом году приняли 350 ребят, - рассказывает Александр Син. - При этом мы знаем, что желающих — намного больше. К сожалению, старшеклассникам из отдаленных районов стать ее учениками сложно, но из более близких и даже из Еврейской автономной области с удовольствием приезжают к нам на занятия. И среди них немало очень светлых голов, которые потом поступают к нам в университет.
К слову, четыре «звездочки» из первого набора физматшколы уже закончили не только университет, но и университетскую аспирантуру, и в апреле один из них, Максим Алешин, будет защищать диссертацию в федеральном университете. Это, как считают в университете, - очень неплохой «выхлоп», потому что видят свою задачу в том, чтобы заметить одаренных к науке и тех, кто тянется к ней и мечтает освоить глубоко, помочь им, поддержать в этом интересе. В системе общего образования для этого, чаще всего, нет ни времени, ни возможностей.
Загораются будущие математические «звезды» и во время олимпиад. Доктор физико-математических наук Виктор Быковский с удовольствием говорит о давнем и пристальном интересе к ним со стороны Хабаровского отделения Института прикладной математики ДВО РАН, который он возглавляет. Виктор Алексеевич не только сочиняет для участников задачи, но и постоянно председательствует в жюри, сегодня он очень рад тому, что государство начинает разворачиваться лицом к его любимой науке. По уже сложившейся традиции именно Виктор Быковский ежегодно читает первую лекцию в воскресной физико-математической школе.
- В основе всех востребованных сегодня специальностей — в сфере IT, в инженерных, оборонных отраслях и многих других — должна лежать очень хорошая математическая подготовка, - убежден В. Быковский. - И даже если заинтересовавшийся математикой молодой человек не идет потом в «чистую» науку, он весьма успешно занимается потом прикладной.
В стране — а в Хабаровском крае тем более — не хватает учителей и преподавателей организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику. Изменить положение к лучшему призван и проект «федеральный профессор». Кстати, ТОГУ — один из 18 вузов страны и единственный на Дальнем Востоке, в котором, в результате проведенного конкурса, теперь появился федеральный профессор.
Алексей Устинов, получивший это звание в январе нынешнего года, теперь, кроме собственно науки, начинает заниматься также и работой со студентами и с коллегами-преподавателями. В ТОГУ создается лаборатория чисел и криптографии — та сфера, в которой федеральный профессор Устинов специализируется. Базовая кафедра ТОГУ, как предполагается, будет открыта и в Хабаровском отделении Института прикладной математики ДВО РАН.
- У нашего университета почетная, хотя и непростая миссия — быть точкой роста для создания в крае авторитетного математического центра математического образования, - делится планами ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко. - Такой центр будет способствовать решению амбициозной задачи — сделать нашу территорию более привлекательной для «светлых голов». Край не может и не должен работать только на экспорт научных кадров. Для талантливых в математике людей необходимо создавать условия для реализации их возможностей, они должны чувствовать, что нужны, что их труд востребован.
Без серьезного системного подхода к математической науке и модернизации ее преподавания сложно рассчитывать на развитие в крае инженерного дела, на внедрение современных технологий, на прорывы в экономике. Похоже, этот процесс наконец-то пошел. И возможно, что те, кому суждено всё это совершать, побеждают на математических олимпиадах и по воскресеньям спешат на занятия в физматшколе ТОГУ.
 
Автор: Марина СЕМЧЕНКО

Copyright © 2010 - 2018 | Насыров В.В. | сделано для ФКФН ТОГУ