Общая информация

В МАТЕМАТИКИ ПОЙДУ.ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!

По воскресеньям с утра декан факультета компьютерных и фундаментальных наук Тихоокеанского государственного университета Александр Син спешит на встречу с учениками воскресной физико-математической школы. И хотя он приезжает за час до начала занятий (надо успеть всё для них подготовить), его опережают ребята из Вяземского, которые встают в пять утра, чтобы успеть на идущий в Хабаровск рейсовый автобус. Вот за такими, как они, по мнению Александра Сина, - будущее математики.
«Необходимость реформирования системы образования поняли во всем мире в начале 2000-х годов. В XXI веке обучение должно вестись с учетом современных требований к его качеству. В основу грядущих преобразований ложилась математика. Эту науку не зря называют фундаментальной: она занимает особое место в культуре и общественной жизни, являясь одной из составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека».Такими словами начинается текст Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной 24 декабря 2013 года распоряжением правительства страны.
Качественное математическое образование необходимо каждому гражданину для его успешной жизни в современном обществе. Оно необходимо самому обществу, без такого подхода России не создать по-настоящему инновационной экономики, не достичь долгосрочных целей, не решить задач социально-экономического развития. Если оглянуться на опыт тех стран, которые сегодня совершают настоящий технологический рывок, то можно увидеть, что там весьма значительные ресурсы вкладываются именно в развитие математического образования. Любопытный факт, о котором напоминает Александр Син: нобелевские лауреаты в области экономики нередко имеют именно качественное математическое образование.
Основная беда математического образования, как считают и разработчики концепции, и те, кто знает проблему, что называется, изнутри, - в разобщенности общей и высшей школы. Средняя школа, не очень свободно ориентируясь в целях высшего математического образования, не может, к сожалению, должным образом мотивировать школьников к активному изучению математики. Но и высшей школе нельзя безучастно принимать как данность качество математических знаний, даваемых в общеобразовательных учебных заведениях. Этот полноценный диалог сегодня и предстоит выстроить.
- Два года назад в Хабаровском крае образован краевой общественный совет по вопросам развития физико-математического образования в Хабаровском крае, где мы и обсуждаем эти вопросы, - говорит Александр Син. - Это не только работа по определению целей и приоритетов. Сделаны и практические шаги. Преподаватели ТОГУ преподают… в школах — и математику, и физику. Иногда — даже обязательные предметы. Но чаще — дополнительные, элективные курсы для тех, кто хочет получить углубленные знания, которые выходят за рамки школьных стандартов.
Сегодня внутренними распоряжениями образовательных учреждений такое сотрудничество «законодательно» закреплено с двенадцатью хабаровскими школами. Есть связь и со школами Вяземского и Переяславки. Но этого мало: большие надежды возлагаются на уже упомянутую физико-математическую школу, где ученики 8–11 классов углубленно занимаются математикой и физикой. Она — качественный аналог подобных школ, существующих в европейской части России. А вот подобных ей на Дальнем Востоке нет. И популярность ФМШ растет.
- Если десять лет назад мы начинали этот проект с набора в 100 человек, то в этом году приняли 350 ребят, - рассказывает Александр Син. - При этом мы знаем, что желающих — намного больше. К сожалению, старшеклассникам из отдаленных районов стать ее учениками сложно, но из более близких и даже из Еврейской автономной области с удовольствием приезжают к нам на занятия. И среди них немало очень светлых голов, которые потом поступают к нам в университет.
К слову, четыре «звездочки» из первого набора физматшколы уже закончили не только университет, но и университетскую аспирантуру, и в апреле один из них, Максим Алешин, будет защищать диссертацию в федеральном университете. Это, как считают в университете, - очень неплохой «выхлоп», потому что видят свою задачу в том, чтобы заметить одаренных к науке и тех, кто тянется к ней и мечтает освоить глубоко, помочь им, поддержать в этом интересе. В системе общего образования для этого, чаще всего, нет ни времени, ни возможностей.
Загораются будущие математические «звезды» и во время олимпиад. Доктор физико-математических наук Виктор Быковский с удовольствием говорит о давнем и пристальном интересе к ним со стороны Хабаровского отделения Института прикладной математики ДВО РАН, который он возглавляет. Виктор Алексеевич не только сочиняет для участников задачи, но и постоянно председательствует в жюри, сегодня он очень рад тому, что государство начинает разворачиваться лицом к его любимой науке. По уже сложившейся традиции именно Виктор Быковский ежегодно читает первую лекцию в воскресной физико-математической школе.
- В основе всех востребованных сегодня специальностей — в сфере IT, в инженерных, оборонных отраслях и многих других — должна лежать очень хорошая математическая подготовка, - убежден В. Быковский. - И даже если заинтересовавшийся математикой молодой человек не идет потом в «чистую» науку, он весьма успешно занимается потом прикладной.
В стране — а в Хабаровском крае тем более — не хватает учителей и преподавателей организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику. Изменить положение к лучшему призван и проект «федеральный профессор». Кстати, ТОГУ — один из 18 вузов страны и единственный на Дальнем Востоке, в котором, в результате проведенного конкурса, теперь появился федеральный профессор.
Алексей Устинов, получивший это звание в январе нынешнего года, теперь, кроме собственно науки, начинает заниматься также и работой со студентами и с коллегами-преподавателями. В ТОГУ создается лаборатория чисел и криптографии — та сфера, в которой федеральный профессор Устинов специализируется. Базовая кафедра ТОГУ, как предполагается, будет открыта и в Хабаровском отделении Института прикладной математики ДВО РАН.
- У нашего университета почетная, хотя и непростая миссия — быть точкой роста для создания в крае авторитетного математического центра математического образования, - делится планами ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко. - Такой центр будет способствовать решению амбициозной задачи — сделать нашу территорию более привлекательной для «светлых голов». Край не может и не должен работать только на экспорт научных кадров. Для талантливых в математике людей необходимо создавать условия для реализации их возможностей, они должны чувствовать, что нужны, что их труд востребован.
Без серьезного системного подхода к математической науке и модернизации ее преподавания сложно рассчитывать на развитие в крае инженерного дела, на внедрение современных технологий, на прорывы в экономике. Похоже, этот процесс наконец-то пошел. И возможно, что те, кому суждено всё это совершать, побеждают на математических олимпиадах и по воскресеньям спешат на занятия в физматшколе ТОГУ.
 
Автор: Марина СЕМЧЕНКО

Презентация слушателям ВФМШ 2015

slide1

ВФМШ – школа для будущих Лобачевских и Менделеевых

Буклет о воскресной школе.

Известно, что нашей жизнью часто управляют стереотипы. Так, люди, далёкие от многогранного мира точных наук, привыкли считать физику и математику скучными, тяжеловесными предметами, при изучении которых не требуются особое воображение и неординарный взгляд на вещи. Однако подобное мнение ошибочно, и убедиться в этом можно на примере деятельности учеников и преподавателей Воскресной физико-математической школы, работающей при Факультете компьютерных и фундаментальных наук ТОГУ.

Подробнее: Презентация слушателям ВФМШ 2015

ВФМШ помогла реализовать мою мечту!

Я закончила школу 53 г. Хабаровска в 2013 году и сейчас учусь на ФКФН ТОГУ.

По стечению обстоятельств я попала в класс с социально-экономическим профилем, по программе которого не предполагалось углубленное изучение математики и физики, часов было очень мало, но именно эти предметы меня интересовали больше всего. Пришлось усиленно готовиться к ЕГЭ самостоятельно.

На дне открытых дверей ТОГУ я узнала о существовании ВФМШ, которую затем посещала в течение последнего года. Благодаря ей, я улучшила свои знания по математике и физике, моя любовь к этим сложным, но невероятно интересным предметам еще более возросла. Меня подготовили не только к ЕГЭ, но и к олимпиаде по физике. Более того, я познакомилась с руководством факультета, преподавателями, которые давали нужные советы, и окончательно, без сомнений решила поступать на ФКФН ТОГУ. ВФМШ помогла мне реализовать свои мечты!

Результаты ЕГЭ:

Математика – 72 балла, физика – 86 баллов, русский язык – 100 баллов; сумма баллов – 258.

Призер региональной олимпиады «Будущее Сибири» 2013 года по физике.

Тусикова Ангелина, гр. ПО (б)-31.

Воскресная физико-математическая школа

phoca_thumb_s_img_1943

В настоящее время в школах стоит острая проблема создания для учащихся условий для профильного обучения таким дисциплинам как математика, физика и информатика, по осознанию ими важности фундаментальных наук и необходимости более раннего выбора ими направления подготовки по своей будущей специальности. Если этого не сделать, то во время приема получим абитуриента, поступающего в вузы без четких и определенных целей на будущее и выбирающего одновременно совершенно разнородные специальности, а главное со слабой физико-математической подготовкой.

Подробнее: Воскресная физико-математическая школа

Copyright © 2010 - 2017 | Насыров В.В. | сделано для ФКФН ТОГУ